Описание
Капоэйра - это одновременно боевое искусство, танец, игра и живые, зажигательные бразильские мелодии и песни.
Капоэйра родилась, предположительно, в 17 веке в Бразилии как средство борьбы за свою свободу рабов, привезенных португальцами из Африки. Существует популярная версия, что слово «capoeira» пришло из индейских языков и означает «высокая трава» - символ скрывающихся беглых рабов.
Капоэйра являлась частью двух африканских религий - Умбанда и Кондомбле. Строго говоря, она еще не была тогда капоэйрой в сегодняшнем понимании этого термина. Это были обряды, шаманские танцы, подражания движениям птиц и животных. По мере смешения народов Бразилии капоэйра менялась и в итоге превратилась в некую загадочную философию, похожую на пресловутый айсберг. Большая часть этой философии необъяснима - новички ее не знают, а мастера о ней не рассказывают. В поведении мастеров можно заметить множество странностей, на их одежде присутствуют загадочные амулеты, о смысле которых остается только гадать. Видимая часть айсберга дает нам такую трактовку: капоэйра - это стремление к свободе. (Еще одно емкое понятие, объясняющее все и ничего одновременно.) Свободе внешней и внутренней, свободе как независимости от расхожих ценностей - физической силы и достатка. Многие века капоэйра была достоянием рабов, чьим единственным имуществом было собственное тело.
До 1937 года капоэйра была запрещена в Бразилии, как опасное оружие негров. Сегодня в Бразилии капоэйра преподается в школах и университетах, используется полицией и армией и занимает второе место по популярности после футбола.
Игра начинается, когда все участники собираются в круг (по-португальски - рода), символизирующий солнце, играют на музыкальных инструментах, поют и хлопают. Пара игроков входит в круг, и начинается импровизация - непрекращающаяся плавная вязь сложных низких движений, вращений, колёс, стоек на руках и на голове. Задача игрока - не потерять ритма, не упустить соперника из поля зрения, вывести его из равновесия, наметить удар или просто "перетанцевать" его. Игроки по очереди входят в Роду, мастера выводят в круг учеников особыми приглашающими движениями. Между тем темп музыки увеличивается, вместе с ним ускоряется игра, и пара участников сплетается в каком-то бешеном танце.
Тем, кто никогда этого не видел, некоторые движения могут быть знакомы - многие элементы капоэйры были заимствованы в 70-х годах нижним брейк-дансом. Участники постепенно сменяют друг друга. Ритм музыки задает темп и настроение игры. Сначала медленная, постепенно ускоряясь, музыка меняет стиль игры. Игроки начинают двигаться всё быстрее и быстрее, появляются элементы акробатики, различные прыжки, сальто, разного рода «вертушки». Игроки внезапно атакуют и ловко уворачиваются, демонстрируя искусство владения телом.
Движения в капоэйре непривычны для восточных единоборств, со стороны может показаться, что большую часть времени игроки ходят на руках. Капоэйра - оружие слабых. Нельзя сказать, что капоэйра культивирует слабость - просто в основе ее техники лежит убеждение, что для бойца нет невыгодных позиций или неудачных моментов для атаки. Ее приемы подходят и женщинам, и детям, и даже калекам - ни физическая сила, ни положение в пространстве не имеют значения для капоэйриста. В его арсенале удары головой, спиной, грудью и ягодицами. По сути все его тело является оружием. В техническом плане в капоэйре все поставлено с ног на голову в прямом и переносном смысле.
Если в других единоборствах положение лежа считается признаком поражения, то здесь - это самая грозная и удобная позиция для атаки. Чем ближе ты находишься к земле, считают капоэйристы, тем более ты устойчив. Именно поэтому стойка на руках считается предпочтительной: уязвимые места - голова и шея - защищены, к сопернику обращены выносливые ягодицы и свободные сильные ноги. Так что, откинув предрассудки и немного подумав, поневоле приходишь к мысли, что эта позиция оптимальна для ведения рукопашн