Описание
В помощь ищущему художнику-философу, художнику-мистику!
Семинар по искусству - "Галерея" объединил творчески одарённых людей - художников, философов, писателей», ценителей искусства под общей целью - разработать необходимые для дальнейшего развития Искусства концепции, создать братство художников, сформулировать само понятие искусства, его главные задачи, признаки и будущие векторы, в которых оно должно продвигаться .
Клуб «Галерея» был создан 12 лет назад при творческой инициативе художников, Журнала благотворительного фонда «Дельфис» и искусствоведов. Смысл создания семинара «Галерея» лучше всего отражают слова его ведущего, научного редактора «Дельфиса», физика-теоретика С. К. Борисова:
«Мир – это очень сложный клубок взаимоотношений между людьми, странами, политическими партиями и общественными организациями. Сегодня он удерживается силовыми приёмами: военными действиями, экономическим давлением, информационными «баталиями». Антиподом таких взаимоотношений является мир культуры. В нём личность – это носитель культурных ценностей, общество – создатель и охранитель их, а народ – их представитель. Этого в реальности нет, но так должно быть.
«Мир через культуру», провозглашённый Н.К.Рерихом, – это новые мировые взаимоотношения. «У людей национальность одна, но национальных культур очень много» (как говорит писатель, философ Армен Зурабов). Президент Флорентийского общества1 и его вице-президент адвокат Пётр Баренбойм и Александр Захаров написали книгу «Пакт Рериха в XXI веке». Она выпущена к 75-летию Пакта Рериха по защите культурных ценностей во время вооружённых конфликтов. Авторы книги показали, что даже такая консервативная гуманитарная дисциплина, как юриспруденция, приходит к выводу, что единственный путь эволюции мировых взаимоотношений лежит через культуру.
Все проекты журнала «Дельфис» пронизаны этой идеей на протяжении почти 20-летнего творческого пути. Появившаяся в 2001 году рубрика «Галерея» также посвящена этой теме.
Её инициировали идеи Владимира Васильевича Надёжина (тогда председателя Совета учредителей, а позже президента Фонда «Дельфис») о «братстве художников», которое может положить начало «общечеловеческому братству». К этим выводам он пришёл на основе профессиональной деятельности при создании целого ряда музеев в нашей стране и за рубежом. Следуя идеям, заложенным при строительстве нью-йоркского музея Н.Рерихом, В.Надёжин предлагает воспринимать музей как виртуальное образное пространство для творческой, созидательной среды не только искусства, но и всех феноменов культуры2.
Художники разных направлений объединяются, когда создают музей (который, по крылатому выражению критика и искусствоведа М.Майстровской, является «направлением арьегарда» в искусстве; в авангардном искусстве художники пробиваются «по одиночке»). А для объединения художников необходима концепция «синтеза искусств», выражающая как раз ощущение ими разных направлений «общего дела» в ходе их индивидуального творчества. Такая концепция подключает к этому интуитивному ощущению сознание и предоставляет художнику дополнительные аргументы в пользу совместных проектов. Она есть теоретическая основа для братства, позволяющая с пониманием относиться к художникам, которые для творчества используют другие выразительные средства. Для Надёжина философия и теория искусства (в которой живопись не обязательно будет главной) важна, прежде всего, как вспомогательное средство, чтобы было легче почувствовать родство друг с другом» . (Борисов С. К. Умерло ли образное искусство. — Журнал благотворительного фонда «Дельфис. — 2012. — №2/70. — С. 105 — 113.)